Модная юбка к корсету

Закрыть ... [X]

ЛекцииМатериалы

Курс № 34 Мир Анны Ахматовой

Лекции

14 минут

1/4

Ахматова: музыка Первой мировой

Как поэт создает стихи из воздуха своей эпохи и что вдохновляло Ахматову в июле 1914 года

Константин Поливанов

Как поэт создает стихи из воздуха своей эпохи и что вдохновляло Ахматову в июле 1914 года

10 минут

2/4

Ахматова: стихи о нелюбви

Почему в поэзии Ахматовой любовники всегда несчастливы и как можно рассказать о самом интимном чужими словами

Александр Жолковский

Почему в поэзии Ахматовой любовники всегда несчастливы и как можно рассказать о самом интимном чужими словами

15 минут

3/4

«Поэма без героя» как пророчество

Почему Ахматова смогла написать про предчувствие беды в 1940-м, отчего за отдельных грешников должен расплачиваться весь мир и кто же все‑таки герой «Поэмы без героя»

Дмитрий Быков

Почему Ахматова смогла написать про предчувствие беды в 1940-м, отчего за отдельных грешников должен расплачиваться весь мир и кто же все‑таки герой «Поэмы без героя»

13 минут

4/4

Ахматова: тоска по мировой культуре

Как поздняя Ахматова строила свою поэзию на отражениях, почему «дело вовсе не в любви» и кто отразился в анютиных глазках

Роман Тименчик

Как поздняя Ахматова строила свою поэзию на отражениях, почему «дело вовсе не в любви» и кто отразился в анютиных глазках

Курс № 34 Мир Анны Ахматовой

Материалы

Найдите себе ровесника среди писателей

Вся жизнь в Толстых и Достоевских

Кого читать: 50 поэтесс

Путеводитель по поэзии, созданной женщинами

Ахматова и Маяковский: друзья или враги?

Хроника отношений поэтов

Модная Ахматова

Шляпы, шали, платья и другие непременные атрибуты стиля

Пародии на Ахматову

Как над стилем поэтессы смеялись Бунин, Набоков и сама Ахматова

10 мифов об Ахматовой

Правда про отношения поэтессы с мужем, сыном и Сталиным

Спортсмены Серебряного века

Боксер Набоков, гимнастка Ахматова и Есенин на коньках

Шляпы, шали и платья, ставшие узнаваемыми элементами стиля поэтессы

Подготовила Анна Грачева

Необычная шляпка

1 / 3

Анна Горенко в Евпатории. 1906 год© kalamit.info

2 / 3

Дамская шляпа из каталога мод H. O’Neill & Co. 1899–1900 годы© Winterthur Museum Library

3 / 3

Дамская шляпа из каталога мод H. O’Neill & Co. 1899–1900 годы© Winterthur Museum Library

«Я всю жизнь делала с собой все, что было модно», — заявляла Ахматова. В 1900-е годы в моду вошли шляпы причудливых форм, которые подчас напоминали блюда с царского стола. Они украшались искусственными цветами, страусовыми перьями и даже чучелами птиц: ястребов, куропаток, пестрых фазанов и декадентских воронов. Темный элемент на шляпке юной Анны Горенко, одетой в простую блузу в стиле «реформ» Реформ — стиль в женской одежде, появившийся на рубеже XIX–XX веков. На смену жесткому корсету пришли пояски «под античность», поддерживающие грудь, а одежда перестала сковывать движения: реформированное платье свободно ниспадало к стопам, а простая просторная блуза позволяла свободно двигать руками. К середине 1900-х годов мода, уже привившаяся в Англии и Германии, дошла до России. Журнал «Модный курьер» (№ 2, 1908) писал: «Одежда должна быть настолько просторной, чтобы не стеснять дыхания, чтобы руки можно было поднимать кверху. Корсеты и тесные пояса должны быть совершенно изгнаны из употребления. Для лета полотно является лучшим материалом. Зимой же следует носить шерсть»., напоминает это модное экстравагантное украшение.

Костюм-тайер

1 / 2

Анна Горенко с семьей в Киеве. 1909 год© tsarselo.ru

2 / 2

Анна Горенко-Гумилева. Около 1910 года© tsarselo.ru

Костюм-тайер, или костюм-портной (от французского costume tailleur), — это городской костюм, состоящий из шерстяных юбки и жакета. Тайер стал популярен в начале XX века в качестве деловой одежды для женщин. Именно он надет на Ахматовой на фотографии с семьей, причем ее тайер выделяется более изысканным кроем жакета светлого цвета. Ахматова вообще любила отличаться в одежде — не просто следовать моде, но носить то, что шло именно ей. Так, соученица Ахматовой по гимназии Вера Беер в конце 1900-х вспоминала:

«Даже в мелочах Горенко отличалась от нас. Все мы, гимназистки, носили одинаковую форму — коричневое платье и черный передник определенного фасона. У всех слева на широкой грудке передника вышито стандартного размера красными крестиками обозначение класса и отделения. Но у Горенко материал какой-то особенный, мягкий, приятного шоколадного цвета. И сидит платье на ней как влитое, и на локтях у нее никогда нет заплаток. А безобразие форменной шляпки-„пирожка“ на ней незаметно».

Парижское платье

1 / 2

Анна Ахматова (справа) с Ольгой Кузьминой-Караваевой в Италии. 1912 годРГАЛИ

2 / 2

Элегантное парижское платье. Иллюстрация из журнала «Модный свет». 1912 год

Ахматова вспоминала:

«В 1911 году я приехала в Слепнево прямо из Парижа, и горбатая прислужница в дамской комнате на вокзале в Бежецке, которая веками знала всех в Слепневе, отказалась признать меня барыней и сказала кому-то: „К слепневским господам хранцужанка приехала“».

За одетую по европейской моде «хранцужанку» поэтессу принять было нетрудно: это подтверждают и сохранившиеся фотографии. Элегантное парижское платье Ахматовой на снимке 1912 года «является последней новинкой моды» — об этом сообщает главное российское фэшн-издание тех лет, журнал «Модный свет» (№1, 1912):

«Платье на рис. 6 специально рекомендуется для худеньких особ, которым широкий круглый воротник придаст выгодную ширину. Платье делается из легких шелковых тканей — креп де шин, сисильен, поплин и т. п. Блуза-кимоно кроится очень широкой и наверху у ворота собирается кругом в сборки так же, как и у талии. Круглый воротник, тоже сборчатый наверху, делается из шифона. <…> Рукав самый модный — ширина внизу собирается, нашиваются манжетики и заканчиваются воланом».

«Хромающая» юбка

1 / 2

Анна Ахматова. Рисунок Анны Зельмановой. 1913 год© РГАЛИ

2 / 2

Вечернее платье от Поля Пуаре. Иллюстрация из La Gazette du Bon Ton. 1913 год© Smithsonian Libraries

Известные строчки «Я надела узкую юбку, / Чтоб казаться еще стройней» имеют биографическое основание. Вера Неведомская, соседка Гумилевых по поместью, вспоминала: «Ходит то в темном ситцевом платье вроде сарафана, то в экстравагантных парижских туалетах (тогда носили узкие юбки с разрезом)». Эти «хромающие» юбки от Поля Пуаре, передвигаться в которых можно было только маленькими шажками, находились в начале 1910-х годов на пике моды:

Ток и клош

1 / 4

Анна Ахматова в шляпке ток, украшенной цветами. 1915 год© РГАЛИ

2 / 4

Ток. Иллюстрация из журнала «Модный свет». 1912 год

3 / 4

Анна Ахматова в шляпке клош. 1924 год© Getty Images

4 / 4

Клош. Иллюстрация из «Женского журнала». 1928 год

На смену экстравагантным конструкциям из перьев и цветов первого десятилетия XX века пришли простые фетровые шляпы: ток — круглая шляпка без полей, и клош — шляпка-колокольчик с небольшими, опущенными вниз полями. Ахматова была большой поклонницей таких фасонов и говорила о 1910-х годах: «Это было тогда, когда я заказывала себе шляпы», — назначая один из любимых аксессуаров символом эпохи.

Цветочный принт

модная src="http://cdn-s-static.arzamas.academy/storage/picture/2164/gallery_picture-cddf347f-e197-426e-962c-88faf7fa2a91.png">

1 / 2

Анна Ахматова. 1924 год© РГАЛИ

2 / 2

Модные платья. Иллюстрация из «Женского журнала». 1925 год

После революции парижские туалеты исчезли с советских улиц. В 1920-м Ахматова задумывалась: «А вдруг в Европе за это время юбки длинные или носят воланы. Мы ведь остановились в 1916 году — на моде 1916 года». И хотя поэтесса писала, что в эти годы ходила «в каких-то своих лохмотьях», на фотографиях она появляется в платье в цветочек модного фасона и современных лаконичных туфлях. Ахматова умела и хотела быть разной, как она сама говорила, «красавицей или уродкой», ее видели «и в старых худых башмаках и поношенном платье, и в роскошном наряде, с драгоценной шалью на плечах» (по воспоминаниям Н. Г. Чулковой).

На фотографиях Ахматовой 1924 года ее платье с цветочным принтом, заниженной талией и контрастной отделкой напоминает иллюстрацию из модного «Женского журнала».

Шаль

1 / 4

Портрет Анны Ахматовой. Картина Натана Альтмана. 1914 год© Wikimedia Commons

2 / 4

Анна Ахматова и Ольга Глебова-Судейкина. 1920-е годы© РГАЛИ

3 / 4

Фарфоровая статуэтка Анны Ахматовой. Скульптор Наталья Данько© Музей Императорского фарфорового завода

4 / 4

Анна Ахматова. 1930-е годы© РГАЛИ

Шаль непременно возникает в посвященных Ахматовой стихотворениях: у Блока она «испанская», у Мандельштама — «ложноклассическая», Цветаева пишет про «шаль из турецких стран» и сравнивает ее с мантией. Как и «парижская» челка, туго натянутая на плечи шаль стала частью узнаваемого стиля поэтессы: «Вот это в самом деле моя вещь», — говорила модная юбка к корсету Ахматова. Этот аксессуар поэтесса выбирала под наряд: кружевную шаль надевала с модным платьем в цветочек, желтую по-бакстовски смело сочетала с синим, как на знаменитой картине Альтмана.

Темное платье

Анна Ахматова. Фотография Льва Горнунга. 1936 год © РГАЛИ

Темное (далеко не всегда черное, иногда темно-синее, глубоко лиловое) платье простого кроя стало главным символом стиля Ахматовой, как «маленькое черное платье» — символом стиля Коко Шанель. «Очень стройная, очень юная женщина в темном наряде», — такой запомнил ее Владимир Пяст; «высокая, в темном платье, закутанная в шаль» — такой описала Сильвия Гитович. В простом черном платье Ахматову изобразил Юрий Анненков и сфотографировал Лев Горнунг. В строгом силуэте восточный минимализм сочетался с изысканной утонченностью европейской моды начала XX века.

Источники

  • Каратеева Т. Вещи Анны Ахматовой.

    Теория моды. Одежда. Тело. Культура. 2012, № 23.

  • Хорошилова О. Костюм и мода Российской империи. Эпоха Николая II.

    М., 2012.

  • Воспоминания об Анне Ахматовой.

    М., 1991.

  • Женский журнал.

    1928, № 1.; 1925, № 5.

Теги

Мода
Серебряный век

Спецпроекты

Информация
Соцсети

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2017. Все права защищены


Источник: http://arzamas.academy/materials/999


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Презентация на тему: Творческий проект Техника кимекоми. японский стиль в интерьере


Модная юбка к корсету Модная юбка к корсету Модная юбка к корсету Модная юбка к корсету Модная юбка к корсету Модная юбка к корсету


ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ